Сегодня


 

 

Грудиновская школа-интернат


Детский дом сирот

Пришла Октябрьская революция. Графиня Толстая с семьей обосновалась в Париже, где и умерла в 1925 году.

Ну а что же стало с усадьбой? Во дворце разместился штаб формирования Красной Армии. В первые послереволюционные годы в подвалах дворца размещался винзавод - сад графини еще давал хороший урожай яблок, ягод. В 30х годах во дворце работал детский сад, клуб.

В 1939 году в Грудиновском дворце открылась лесная оздоровительная школа санаторного типа (К.Ш. Кугель «Из истории дворца Грудиновки». 1996г). Лесные школы – это образовательные учреждения, в которых обучались физически слабые или больные дети. В основном учащимися подобных заведений становились ребята, страдавшие малокровием и туберкулезом, а также те, кто находился в группе риска по заболеваемости данными недугами. Кроме того, причинами для обучения в лесной школе могли служить различные нарушения деятельности нервной системы, кожные болезни, умственная отсталость или просто скудное питание в семье.

Срок пребывания в «лесной школе» неблагополучных детей варьировался от трех месяцев до полугода. На длительный срок в учреждение отправляли особенно больных и слабых ребятишек.

При этом лечение проходило без отрыва от учебного процесса. Квалифицированные преподаватели преподносили ребятам информацию в доступной форме, чтобы они не отстали от сверстников, когда вернутся в обычную школу.

Примечательно, что успеваемость ослабленных и больных детей в «лесных школах» была намного выше, чем когда они возвращались в обычные учебные заведения.

Основной целью создания лесных школ являлось укрепление здоровья детей. Для повышения их иммунитета использовались водные процедуры, солнечные ванны, физические упражнения и усиленное питание. Но главным фактором оздоровления учащихся считался все-таки свежий воздух.

Для принятия солнечных и воздушных ванн на улице устанавливались специальные деревянные настилы. Если не было сильных морозов, на этих настилах или на веранде ребята спали или просто отдыхали в специальных одеялах-мешках.

В 1941 году здесь несколько дней размещался штаб 45 стрелкового корпуса (оперативная группа), которой позже удалось вырваться из окружения. 9 августа 1941 года за бои в Грудиновке 12-13 июля орден Красного Знамени получили начальник штаба 45 с.к. полковник М.В.Ивашечкин, начальник оперативного отдела штаба майор Г.С.Лазько и начштаба артиллерии корпуса полковник С.Е.Мухин.

Во время войны в имении находился немецкий госпиталь, стояла воинская часть.

Дальнейшая история Грудиновского замка связана с освобождением от фашистов в июне 1944 года. На территории района оказалось очень много детей-сирот. Было решено открыть в бывшем здании графини Толстой детский дом, чьи родители погибли в Великой Отечественной войне (1945-1962).

Сразу после войны организовать учебу было очень трудно: не было учебников, тетрадей и даже перьевых ручек - писали карандашами и гусиными перьями, чернила заменяли отварами из желудей и свёклы. Тетради для письма были сделаны из бумажных мешков или газет. Многие учителя обучали детей по самодельным букварям. Уроки чтения велись по вырезкам из газет.

Дети на учебу ходили пешком в Грудиновскую школу. И в мороз, и в дождь. В старой школе учились в две смены. Младшие классы обязательно в первую. Тогда учились все вместе, т.е. с детдомовскими. И ещё с Перекладович, Прибережья и других деревень. Грудиновские ученики учились во вторую смену.

Когда после окончания педучилища Абушкевич Лидия Лукьяновна приехала в 1956г. на работу, то в детском доме тогда было 96 человек с 3-его по 10-ый классы. В 9-ом и 10-ом было по 1-ому человеку (до 1959 года в детском доме в Грудиновке не было учеников 1-го и 2-го классов. Самые младшие были третьеклассники. А дошкольники-сироты до 7 лет находились в Могилевском детском доме).

В 1959 г. в 1-ый класс в детский дом направили целую группу детей (31 чел.) из Могилёвского детского дома. В этом классе воспитателем была Лидия Лукьяновна.

Воспоминания Нины Сафоновой (Солдатенко):

«Школа-интернат родилась не сразу. Раньше там находилось всего одно здание и это был детский дом для детей-сирот. В этот детский дом я попала после смерти мамы в 1959 году. В то время там было где-то человек 130 всего.

А в школу ходили в старую деревянную, которая находилась в деревне. Нас водили строем, но это было недолго. Потом сделали классы и мы учились еще немного в старом здании.

Когда построили здание, то мы полностью перешли жить туда, а классы остались в старом здании. Мы жили сначала в поместье, а когда построили спальный корпус, то жили здесь.

Хорошо запомнилось, что в космос первый полетел Гагарин в 1961 году и наш класс накрывал столы на обед (мы дежурили). Это было в спальном корпусе и мы этому радовались. Учились в здании поместья. Мой класс находился по лестнице налево, а потом по коридору направо. Комната угловая, окна смотрели на парк.

До того как построили спальный корпус всё находилось в одном доме. Учились, делали уроки, играли в одной комнате. Младшие жили на первом этаже, а старшие на втором. Наша спальня была на первом этаже (спальня девочек и спальня мальчиков). Комнаты находились посредине с выходом на балкон. Столовая была в подвале, а актовый зал на втором этаже.

Шесть лет я училась в детском доме, а затем переименовали в школу-интернат и для детей было построено новое здание.

Так что я прожила в этом детском доме восемь лет. Раньше было просто, испекли пирог с повидлом и компот с чаем и весь выпускной. Хорошо помню, что если кто заканчивал школу, то им собирали всё спальное, одежду и прочее и отвозили учиться в разные училище и их там устраивали на жильё и учёбу.

В старом здании в подвале была комната с душем. Когда построили новый корпус, то потом там мылись в душе.

Помню был большой барак вдоль забора - с одной стороны жил директор с семьёй, а с другой был у нас медпункт. А запомнился мне он тем, что нас туда строем водили и давали пить рыбий жир.

Я когда приезжала в гости, то видела уже старое здание и запущение в парке. Мы когда жили там, то всегда подметали в парке, ухаживали за могилой погибших солдат. Каждую весну мы подметали в парке и поэтому было красиво. Много деревьев выросли сами по себе.

В детском доме нам всегда отмечали дни рождения наши. Пекли большие пироги, дарили нам подарки и это было здорово.

Моя воспитательница Алешкевич Галина Арсентьевна. Она жила в доме для работников интерната.

Где-то там рядом с Вами жил Демидов. Я помню он в то время работал в старом здании на кухне поваром, кухня была в подвале. Рядом с кухней была русская печка, где пекли блины. Детьми бегали вокруг поместья и вечером нам повар хлеб с салом давал.<

Липы буквами Ш - И были посажены под руководством завуч Бельской Л.Д. в 1967 году, в год моего выпуска из интерната. Высадили липы вдоль дороги буквами Ш - И. Это не аллея, а просто высажены деревья буквами. Деревья высажены по центральной дорожке по правой стороне. Они были посажены в честь образования школы-интернат. Ведь раньше был это детский дом и было всего одно здание. Когда садили липки молодые, то примерно по 4-5 липок на сторону буквы Ш и И. Серединки букв по две штучки. Если идти от озера, то они растут по правой стороне, метров пять от дорожки. Теперь они большие уже. Расстояние между липами примерно 1,5 метра.

Ряд кленов рос паралельно двум зданиям за бассейном, а второй ряд ближе к парку и получалась аллея из клена.

С 1967 и по 1969 год я уже училась в новой Грудиновской средннй школе, жила с отцом и мачехой. Сейчас называется улица Садовая. На этой улице был сад (росли яблони). Сад этот весь вырубили и построили большие дома. Брат Сафонов Владимир Макарович. Брат у меня с 1949 года. Он живёт в Могилёве, но постоянно с весны до осени живёт в Грудиновке в родительском доме. После окончания 10 класса я уехала из Грудиновки, а старший брат живёт до сих пор и младший приезжает туда. В 1972 году я уехала в Усть-Илимск.»

Большинство же детских домов могли рассчитывать только на средства местного бюджета, эпизодическую помощь шефов и на собственное подсобное хозяйство. В системе централизованного распределения при дефиците потребительских товаров и продовольствия детские дома снабжались в последнюю очередь. Снабженческие организации задерживали выдачу фондов, и несмотря на это в 1949 году: «За четыре года после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков восстановлены Барколабовский и Грудиновский детские дома для детей-сирот. Ветренский детский дом организован заново. В троих детских домах воспитываются советские дети, родители которых погибли от рук гитлеровских людоедов» (И.П.Шамякин. Память. Быховский район. 1990, страница 560.)

Очень большое значение уделялось трудовой подготовке детей. По возвращении с учебы вместе с воспитателями учащиеся детского дома сами вели подсобное хозяйство: ухаживали и кормили животных (лошадей, свиней), садили, пололи и убирали огород, заготавливали на зиму капусту, огурцы, картошку, сушили сено и, конечно же, помогали по столовой.

Людмила Аниськова вспоминает: «Там были прачечная, гараж, кочегарка и столярка, а чуть дальше была свинарня, где выращивали поросят» (здание номер 8).

А это развалины бывшей конюшни - здание номер 11.

В школе - интернате я помню двоих лошадей. Однажды с отцом, для привозки дров, мы запрягли интернатовскую кобылу. Но, проехав недалеко, возле озера, нас догнал интернатовский конь. Вставь на задние ноги конь взлетал вверх передними ногами, остановил телегу. «Ревнивый» оказался конь, давая понять, что кабылу он не отпустит. Ох, и испугался я тогда. А отцу ничего не оставалось, как идти за конюхом, который и пришел с «металлической» пугой (прикрепленный к деревянной палке кусок специально свитой сырокожи, которым погоняют скотину), где кусочки сырокожи чередовались с металлической проволокой с двумя колечками на концах. Конюх знал буйный нрав коня, который, в свою очередь, усмирялся только после удара пугой, оставляя на теле коня вздутый шрам. Жестоко. Вскоре этого коня уже не было.

Раз мы коснулись схемы, давайте рассмотрим и другие хозяйственные постройки графини Толстой.


Хоз.постройки.

«В 1959 году было здание под номером 1 - здесь мы жили. Здание 4 было построено потом. 9 - здесь жил директор, а 7 - был медпункт. 2 бассейн был и 6 танцплощадка была. Здание 5 было занято под хранение рабочего инвентаря - сюда мы ходили за мётлами и граблями, чтобы убирать парк.

Директор всё время жил на территории детдома, а за территорией строился его брат Михаил. В то время там не было ни одного дома, а теперь и школа построена и дома все. В то время директором был Владимир Кузьмич Алексеёнок.» - вспоминает Нина Сафонова (Солдатенко)»

Здание 5. В этом здании при детском доме была спальня девочек.

Воспоминания Галины Коробовой (дочь Абушкевич Л.Л.)

«А при школе-интернате было принято решение переоборудовать под жилье для сотрудников школы. Получились 2 квартиры. Справа получили квартиру Лозиковы Алла Филипповна (учитель нач. классов) и Виктор Матвеевич (электрик).

А слева на протяжении нескольких лет эту квартиру предоставляли только врачам. Одни уезжали, другие приезжали. Первые вселились Кондратьевы Иван Фомич с Людмилой Михайловной (работала медсестрой, затем Василевские Игорь Вениаминович и Лариса Михайловна. Семья Шпаковских Иосиф Валерьянович и Марченко Нина, его жена. На этом список врачей, проживающих в этой квартире заканчивается.

После квартира была предоставлена для проживания семье Аржановых Олегу Ивановичу (учитель физики) и Лидии Васильевне (учитель алгебры, геометрии). После переезда Аржановых в Могилёв в квартире поселились директор школы Команденко (Юрчик) Галина Васильевна (вела алгебру и геометрию) с мужем Юрчик Михаилом Ивановичем, который преподавал физкультуру. В 1990 году школу закрыли, Юрчики уехали на Витебщину. А в свою квартиру Галина Васильевна предложила переехать моей маме, Абушкевич Лидии Лукьяновне, проработавшей в школе-интернате 38 лет воспитателем. Так и жили Абушкевич Л.Л. и семья Лозиковых в этом доме до 04.02.1996 года, пока дом не сгорел. Следствие не велось, проще было написать, что причина пожара: неисправная электропроводка.»

Воспоминания Людмилы Григорьевны Аниськовой (девичья - Степанова), воспитателя с 1969 по 1991 год.

«В 1969 году, когда я приехала на работу в Грудиновку, то мы с девчатами жили в деревянном доме номер 5. В одной половине жили Аржанов О.И. и его жена Боголюбцева Л.В., а во второй были 2 комнаты, где жили я, Яковицкая Е.Я. (Ступакова), Красякова Г.Е. (Башаримова), в другой комнате жили девочки - медсестры Точилова В.М. (Симако), Ларькова Р.А.(Панкова) и другие. Только после нас, в 1971 году, когда кто уехал, кто вышел замуж, после Аржановых жил Кондратьев Иван Фомич с женой Людмилой Михайловной, потом другие врачи, а потом уже Юрчики. Когда все девочки разъехались, сделали из двух комнат одну и во вторую половину дома вселилась Лозикова А.Ф. - учитель 1-4 классов. Она умерла в октябре 2021г. от ковида. Лозикова, она же Маханькова А.Ф. жила с дочкой Олей и мужем Виктором. Оля и ее отец живут в Грудиновке.

Здание 7. В этом здании жили директора. Сначала директор детского дома Маршалко [имя неизвестно] Ефимович. Затем Алексеенок В.К., затем Журавлёва Т.Е.

В противоположной стороне было три комнаты. В одной находилась контора, где работали бухгалтеры и при детском доме, и при школе-интернате. А в двух других комнатах при детском доме был медпункт.

Здание 9. При мне это была развалина, но говорили здесь была баня детдома.

Дом для педагогов интерната (здание 12) был построен в 1963 году.

«В доме 4 подъезда. В каждом подъезде по 3 комнаты. На 1-ом этаже общая кухня, комната и веранда. На втором две комнаты. В комнате на 1-ом этаже жили семейные педагоги с детьми. А на 2-ом этаже жили молодые девчата и парни (холостые), в одной комнате проживало по 4 девчонки, а в другой (она была маленькая) по два человека, которых направляли на работу после института. Некоторые отрабатывали 3 года и уезжали, а некоторые выходили замуж за наших грудиновских парней и уезжали тоже. Некоторые оставались жить в Грудиновке (Болматов женат был на Тамаре Горошко, Люда Степанова вышла замуж за Федю Аниськова). Я (Галина Коробова) многих помню девчонок, которые вышли замуж за грудиновских ребят. Жили дружно, весело в нашем доме. Сначала семья Абушкевич жила в одном подъезде (во втором) с Витей Белякович. Мы жили на 1-ом этаже, а Витя с братом Геной и матерью жили на 2-ом этаже. В 1967г. мы переселились в 1-ый подъезд и жили там до 1990г.»

«Мы (я и моя мама, Старовойтова Тамара Ивановна) переехали в этот дом из Давыдович в конце 1991 - начале 1992, в кв.1. При нас это был уже 4х квартирный дом (1 подъезд - 1 квартира), у каждой квартиры 3 жилые комнаты (одна на первом этаже + прихожая-кухня, и 2е на втором), своя лестница, веранда. Раньше вроде было по другому. На то время нашими соседями были: кв.2: Белоусова Анна Ивановна, кв.3: Писачук Виктор с женой Раисой и сыном Степаном, кв.4: - на то время молодой парень из Перекладович - Моисеев Виталий, кажется незадолго до нас заселился.» - вспоминает С.Старовойтов.

Государство обеспечивало воспитанникам детских учреждений обязательный образовательный минимум в 7 классов, рабочую специальность и гарантированное рабочее место по распределению с предоставлением общежития. Выпускники детских домов направлялись в учебные заведения системы трудовых резервов, ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО (фабрично-заводского обучения).

Оценивая материально-бытовые условия в детских учреждениях, не стоит забывать о том, что нужда в послевоенные годы была повсеместной. Большинство людей недоедали, жили в тесноте без элементарных бытовых удобств, донашивали довоенную одежду и обувь. Для детей, многие из которых пережили голод, прошли через оккупацию, скитались по вокзалам и улицам, детский дом был спасением.

Основным воспитательным принципом было сочетание обучения с трудом. Если в школах этот принцип часто проводился формально, то в детских сиротских учреждениях, которые должны были подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни, труду уделялось особое внимание. В первые послевоенные годы воспитанники детских учреждений полностью обслуживали себя — стирали одежду, мыли полы, посуду, работали на приусадебных участках.

Директорами детского дома в разные годы были Шейденков, Мельников Я.К., Копылова Е.Г., Алексеенок В.К.


Школа-интернат

1956 год. ХХ съезд КПСС, где в отчетном докладе съезду Н.С.Хрущев отметил чрезвычайную важность воспитания детей с целью формирования «строителей нового общества - коммунизма» и указал, как практически подойти к решению этой задачи (умалчивая при этом о скудности финансирования и слабости учебно-материальной базы советской общеобразовательной школы). В том же году было опубликовано «Временное положение Министерства просвещения БССР о школе-интернате». Согласно этому документу школа-интернат «является государственным общеобразовательным учреждением. Учебные занятия в школе-интернате проводятся на основе соединения обучения с производительным трудом. Учащиеся получают производственную подготовку, необходимую для участия в общественно-производительном труде в тех или иных отраслях промышленности, сельского хозяйства». В школу-интернат принимали детей одиноких матерей и инвалидов войны и труда, сирот, а также детей, для воспитания которых в семье отсутствовали необходимые условия. На полное государственное обеспечение принимались дети, не имеющие родителей, а также в отдельных случаях, по решению исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся, - дети из многодетных, малообеспеченных семей.

Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся. Естественно, ученики обеспечивались всем необходимым в стенах учебного заведения.

Но начались трудности. Основная причина - крайне медленное строительство общежитий для школ-интернатов. И только в 1960 году сдается в эксплуатацию новый кирпичный спальный трехэтажный корпус. До этого все помещения находились в бывшем здании графини Толстой. Когда в здание завозилось оборудование: железные кровати, тумбочки, шкафчики — это было настоящим событием и праздником для всех.

В 1962 г. было принято решение детский дом расформировать (детей развезли по другим детским домам области) и открыть школу- интернат общего типа. Предстояла огромная организационная работа, ведь это касалось каждого ученика (а их было несколько сотен). Так набора в первый класс не было ни в 1962, ни в 1963 году.

На фото выше назову преподавателей (в среднем ряду слева направо): Генделева Мария Марковна (старший воспитатель), Ильина Алла Сергеевна (первая учительница этого класса), Бельская Лидия Дмитриевна (завуч школы), Алексеенок Владимир Кузьмич (директор школы), Абушкевич Лидия Лукьяновна (воспитатель), Белявцова Галина Александровна (воспитатель). В этом классе училась Таня Кускова (Старовойтова, ныне проживающая в Чисть. На фото она сидит во втором ряду справа от Белявцовой Г.А. через человека).

А на фото ниже - первый выпуск Грудиновской школы-интерната в 1964 году.

На фото (слева направо): Корсиков Иван Егорович (воспитатель), Пудова Галина Викторовна (учитель начальных классов), Титова Галина Николаевна (пионервожатая), Горловская Раиса Михайловна (учитель математики), Бельская Лидия Дмитриевна (завуч и учитель русского языка и литературы), Алексеенок Владимир Кузьмич (директор и учитель белорусского языка), Генделева Мария Марковна (старший воспитатель), Синникова Вера Сергеевна (учитель истории и географии), Франкова Жанна Николаевна (воспитатель и учитель труда), Ильина Алла Сергеевна (учитель начальных классов).

Дрыгант, І. Вёска новай явы / Ілля Дрыгант // Маяк Прыдняпроўя. - 1969. - 19 ліпеня. - С.3: «В одной только школе-интернате учатся 525 детей рабочих и служащих. Здесь трудятся 31 наставников, среди которых десять имеют высшее образование». Учителя на фото ниже:

Верхний ряд: 1. Франкова Жанна Николаевна (учитель труда, воспитатель), 2. Матецкая Таисия Георгиевна (воспитатель), 3. Белявцов Николай Алексеевич (учитель математики, воспитатель), 4. Синников Михаил Иосифович (учитель физкультуры), 5. Синникова Вера Сергеевна (учитель истории и географии), 6. Осмоловская Галина Арсентьевна (учитель труда, воспитатель).

Средний ряд: 1. Ключникова Мария Ивановна (медсестра), 2. Шпакова Алла Николаевна (воспитатель), 3. Зубович Валентина Витольдовна (учитель начальных классов, просила, что б звали Витальевна), 4. Ильина Алла Сергеевна (учитель начальных классов), 5. Литвинова Людмила Александровна (учитель русского языка и литературы), 6. Киселев Валерий Иванович (учитель рисования и черчения), 7. Белоусова Анна Ивановна (воспитатель).

Нижний ряд: 1. Стрикова (Белявцова) Галина Александровна (учитель начальных классов), 2. Менделева Мария Егоровна (воспитатель), 3. Бельская Лидия Дмитриевна (завуч и учитель русского языка), 4. Алексеенок Владимир Кузьмич (директор и учитель белорусского языка), 5. Генделева Мария Марковна (старший воспитатель), 6. Горловская Раиса Михайловна (учитель математики и физики), 7. Плешкова Александра Ильинична (учитель химии и биологии).

Школа-интернат - это не просто учебное учреждение, а большой уютный дом для дружной семьи, с любовью обжитый, с фантазией обустроенный. Здесь давно поселилось добро, трудолюбие и творчество, без которых, не смотря ни на какие материальные затраты, невозможно подготовить детей, обделенных родительским теплом и заботой, к будущей самостоятельной жизни.

«Теперь насчёт количества лет обучения. В детском доме было обучение до 10 класса, т.к. учились в Грудиновской школе. А когда стал интернат, то только с 1-ого по 8-ой, т.к. не хватало помещений, а может изначально так было задумано. Но помещения все были заняты, лишних ни классов, ни спален не было.

Детей на каникулы забирали родители. Но были и такие, которым некуда было ехать. На осенние, зимние, весенние каникулы иногда забирали воспитатели, работавшие с этими детьми. Помню всех детей, которых мама брала к нам домой на каникулы.

Кажется, тем, кто брал детей выделяли деньги на их питание на эти дни. А на летние каникулы их отвозили в другие школы-интернаты. А осенью снова привозили. А если в школе был лагерь, то эти дети оставались в лагере. Но лагерь был не каждый год или же был максимум 2 смены, т.к. летом в школе делали ремонт каждое лето.

И я знаю, что другие воспитатели тоже брали детей из своих классов к себе домой. Даже помню в интернате завхозом работал Старовойтов Михаил Максимович. Он тоже брал детей к себе домой на каникулы» (Воспоминания Галины Коробовой (Абушкевич)).

А Нина Сафонова (Солдатенко) поделилась аттестатом об окончании школы-интерната в 1967 году за подписью директора школы Алексеёнок В.К., учителя истории и географии Болматова В.П., завуча Бельской Л.Д. и воспитателя Алешкевич Г.А.


Школа-интернат санаторного типа

Уже в 1967 г. совместным решением ОблОНО и ОблЗДРАВа была открыта школа-интернат санаторного типа. Могилевские руководители посчитали, что место подходящее для санаторной школы: парк, озеро, поместье - чем не санаторий?

В школу детей направляли терапевты (участковые врачи) из всей области. Дети были с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, ревматизм и т.д.). И родители, привозившие детей в школу, всегда восхищались нашей местностью. Говорили: «Как вам повезло, вы в таком красивом месте живёте, как в санатории!»

Ниже фотография вупускников 8 класса (1971 - 1972) с преподавателями:

Учителя (верхний ряд, слева направо): Болматов Василий Петрович (учитель истории и географии), Алексеенок Михаил Кузьмич (учитель русского языка и литературы), Бельская Лидия Дмитриевна (учитель русского языка и литературы), Лапченко Георгий Иванович (учитель иностранного языка), Алексеенок Владимир Кузьмич директор, Журавлёва Тамара Егоровна (завуч и учитель белорусского языка и литературы), Дергачева Тамара Константиновна (воспитатель), Аржанова Лидия Васильевна (учитель алгебры и геометрии), Аржанов Олег Иванович (учитель физики).

Галиновская Люда, выпускница этого класса, на фото нижний ряд четвертая слева, вспоминает:

«Я, Галиновская (Журавская) Людмила Михайловна, родилась в 1956 году 25 мая в г.Шклове Могилевской области.

В Грудиновскую школу-интернат санаторного типа приехала на учебу и лечение в 1967 году в 4 класс и училась до 8 класса, 5 лет. В 1972 году закончила 8 классов. За 5 лет учёбы в школе-интернате у меня остались самые добрые, хорошие, теплые воспоминания. Моей учительницей была Белявцова Галина Александровна. Воспитателями: Белявцов Николай Алексеевич и Абушкевич Лидия Лукьяновна. Они мне заменили родителей. Это очень добрые люди. Я по сегодняшний день с ними общаюсь. Общаюсь и с Аржановой Лидией Васильевной. Эта учительница преподавала у нас математику.

Жили в школе дружно и весело. Нас лечили, делали всякие процедуры. Я ходила в фотокружок, которым руководил Алексеенок Михаил Кузьмич. По выходным дням нас водили в сельский клуб для просмотра кинофильмов. У нас проходили всякие конкурсы, КВНы, ставили сценки. Было все интересно.

В старших классах у нас воспитателями были Сапранькова Светлана Павловна и Дергачева Тамара Константиновна. С Тамарой Константиновной я общалась, но сейчас она болеет. Вспоминаю, как мы дежурили (один раз в месяц по графику) по столовой, помогали разносить обеды, мыть посуду, а после ужина чистили картошку по 7-8 вёдер.

Мне очень нравился наш парк. Сколько там разных деревьев: пихты, лиственницы, голубая ель. Особенно дуб, которому очень много лет. Говорили, что под этим дубом встречались влюбленные. В парке была аллея, высаженная из деревьев, Харитон Толстой. Мы занимались уборкой парка. Там очень красивое озеро, в нем плавали лебеди (или гуси). Все это в моей памяти.

После учебы, каждый год на две недели мы оставались в пионерском лагере. Николай Алексеевич Белявцов проводил с нами игры. Он прятал флаг, а мы его искали по стрелкам. Водил нас в лес. Ходили в деревню в магазин, на почту за посылками, кому их присылали. Очень было весело и дружно. После окончания учебного года, обменивались адресами и пожеланиями на будущее. Желали всем крепкого здоровья.

За время учёбы у нас менялись одноклассники, некоторые уходили, а другие приходили. Благодаря интернету нашла некоторых своих одноклассников, с которыми училась на протяжении 5 лет, общаюсь. Это: Гончарова Марина, моя лучшая подруга, на данное время живёт в г. Всеволожск Ленинградской обл., Клименкова Валентина - живёт в д Корзеево Дрибинского р-на, Савчина Надежда - живёт в г.Молодечно, Козловская Тамара - живёт в Могилеве, Дондо Татьяна - живёт в Раубичах, Ладис Вера - живёт в Минске.

В 4 классе со мной учился Журавский Владимир. Мы с ним проучились всего один год, сидели за одной партой. В 5 класс он уже не приехал. Прошло уже много времени и вдруг неожиданно для меня в 1977 году он мне прислал письмо из армии. Служил он во Владимире.

Я его, конечно, не помнила, но на письмо ответила, так у нас завязалась переписка. После армии мы встретились. В 1978 году мы поженились, а в 1979 году у нас родился сын Алексей. Мы с Вовкой прожили дружно и счастливо 43 года. (В прошлом году его не стало, коварная болезнь забрала его от меня - это шок, я никак не могу прийти в себя, что его нет). Мы часто вспоминали нашу учебу в школе, наших одноклассников. Его другом был Шех Володя. К сожалению его мы не нашли.

Вспоминали, как Николай Алексеевич проводил с нами всякие игры, конкурсы. В памяти всплывают самые яркие воспоминания. Как это было давно и в тоже время как будто вчера. Когда сыну Алешеньке в 1984 году было пять лет, возили сына в Грудиновку, в школу, показывали где мы учились, встречались с воспитателями и учителями. Для них это было удивлением. Нас Тамара Константиновна Дергачева водила в школьную столовую и говорила ученикам, что мы учились в этой школе.»

Распорядок дня в школе-интернате санаторного типа:

К 7:00 приходили воспитатели на работу и до начала занятий дети находились под их руководством. Это была первая смена воспитателя.

7:00 - подъем, зарядка ( зарядку проводили в игровых комнатах), застилали кровати, протирали пыль (на кровати, подоконнике), наводили порядок в тумбочках, умывались, одевались. 2 раза в неделю по утрам по спальням ходила проверка в лице медсестры и детского совета. Проверяли порядок в спальнях ( нет ли пыли, порядок в тумбочках, как аккуратно застланы кровати). Ставили оценки за уборку на доске, которая висела в изоляторе. По результатам этой проверки «лучшие спальни», где стояли только «5» получали фрукты, как поощрение.

8:00 - Завтрак в столовой.

8:30 - Начало занятий в старших классах. Было по 5-6 уроков. Уроки длились 40 мин. для всех классов.

9:15 - Начало занятий в начальных классах. Было по 4 урока. Во время большой перемены второй завтрак. После уроков детей забирали воспитатели ( вторая смена воспитателей)

14:00 - Обед для мл. классов.

14:30 - Обед для ст. классов.

15:00 - 16:40 - Дневной сон.

17:10 - Полдник. Прогулка на свежем воздухе.

18:00 - 19:30 - подготовка домашних заданий.

19:50 - Ужин.

После ужина до 21:00 - игры, прогулка на свежем воздухе.

21:00 - 21:30 - подготовка ко сну.

К 21:30 приходила ночная няня и дежурная медсестра. Они работали в ночное время. Воспитатели уходили домой. Они ходили по спальням, следили за порядком. Ещё дежурная медсестра утром на кухне проверяла закладку продуктов, присутствовала при взвешивании.

А по выходным подъем был на час позже - в 8:00. В субботу были концерты к праздникам, какие-то мероприятия. А каждое воскресенье к 12:00 ходили в клуб в кино. По выходным в интернат приезжали артисты. Ещё у детского дома были шефы из Быховского военного городка. Свежий еловый и сосновый воздух, хорошее питание, профилактическое лечение были составными частями оздоровления детей. Воспитанники находились на полном государственном обеспечении.

«А 1967 году школу-интернат сделали санаторной школой-интернат и там уже находились дети с разными болезнями сердца. Здесь работали уже врачи-специалисты по этой болезни. Раньше детей осматривал врач из Рыжковки Кугель и звали мы его по русски - Николай Семенович. Помню, что у нас были врачи - молодые специалисты Василевские (муж с женой)» - вспоминает Нина Сафонова (Солдатенко).

После Чернобыльской аварии (радиация в парке составила 6 и более кюри на км. кв., что было больше чем в самой деревне) школа-интернат была расформирована в 1990 году. Ниже на фото один из последних выпусков:

В настоящее время дворец стоит совершенно заброшенный. Хотя Грудиновской усадьбе еще в 1963 г. был присвоен статус памятника природы и садово-паркового искусства - судьба её без серьезного вмешательства незавидна.

Спасибо всем, кто поделился своими воспаминаниями и особая благодарность Галине Коробовой (Абушкевич) за помощь в подготовке этого материала.


Опубликовано на основе материала, присланного Владимиром Николаевичем Грибовским