Сегодня


 

 

Грудиновская школа


1886 - 1887 годы . ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА Грудиновского прихода в с. Грудиновке . Помещается она в устроенном на средства графа Д.А.Толстого дома , УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ состоит дочь чиновника Мария Садовская , имеющая звание учительницы начального народного училища . Получает от графини Толстой 50 руб. за учебное время . Закон Божий и пение преподает священник Антоний Шафранский безмездно . Учащиеся : 19 мальчиков ( 2 лютиранина ) и 6 девочек.

1887 - 1888 год. Церковно - приходская школа . Учителем состоит дьяконский сын Яков Шестаков , получает за учебное время из попечительства 50 рублей и от общества 10 рублей . Закон Божий и пение преподает священник Антоний Шафранский . Учащихся 17 мальчиков и 7 девочек .

1897 год. В селе Грудиновка церковно-приходская школа (ЦПШ ) одноклассная. В ней обучаются 33 мальчика и 9 девочек. Учитель - Дмитрий Янушевич.

1912 год. Учитель Грудиновской ЦПШ крестьянин Иван Никифорович Бондарев. 6 декабря 1912г. за отличную работу награжден серебряной медалью для ношения на груди.

 

1914 год. Графиня Толстая - попечительница Грудиновской ЦПШ - пожертвовала 2000 рублей и кирпич на постройку новой церковно - приходской школы. За что епископ Могилевский и Мстиславский Константин, принимая во внимание щедрое пожертвование, разрешил портрет графини Толстой поместить во вновь построенное здание Грудиновской школы.

 

Из архива библиотеки-музея: 26 апреля 1926 года здание школы сгорело (возле церкви). Под школу приспособили бывшее здание (флигель) дворца графини Толстой (а по моему предположению — бывшая графская усадьба, находящаяся в фольварке). Так как в селе было мало детей младшего школьного возраста - в этой школе не было 1 - 4 классов. Дети ходили в начальную школу деревни Рыжковка ( Вл.Г.-см.Грудиновские хутора).

В 1943 году здание школы сгорело из-за неосторожного обращения с огнем немцев, приспособивших школу для хозяйственных нужд.

1944-1946 - школа в интернате.

1947 - начальная школа 1-4 классы возле церкви в здании церковного погоста. Два только что построенных деревянных одноэтажных дома в центре деревни. Директором был Герасим Петрович Котиков с 1947 по 1956 (нелепая смерть - убит электрическим током). Заведующий учебной частью Ступаков Иосиф Павлович (уроки географии) с 1947 по 1958 год. Не путать - его троюродный брат Александр Васильевич Ступаков (уроки химии и биологии).

1950 - первый выпуск Грудиновской СШ.

 

С 1957 по 1964 директор школы Козлов И. И., с 1964 по 1966 - Ганчицкий (В.Г.)., с 1966 - Мельников Михаил Иосифович.

Все знают, что с 1987 года у нас 11 ти летнее образование, хотя его пробовали ввести в шестидесятых годах при Хрущеве - введя среднюю общеобразовательную политехническую школу в 1958-1963 годах.

С 1956 года были введены преподавания ручного труда в 1-4 классах, практические занятия в мастерских и на опытных учебных участков в 5-7 классах, практикум по сельскому хозяйству, машиностроение в 8-10 классах. Как тут не вспомнить Анатолия Самоиловича Жлоба, который не имел преподавательского образования. Он был направлен на работу в Грудиновскую МТС после окончания Буйничского училища механизации. А после ликвидации МТС он устроился на работу в школу и преподавал машиноведение. Мальчишки его хорошо помнят по урокам труда, им этот предмет очень нравился (Вл.Г. Табуретки,деревянные скамейки, лопаты для очистки снега — и все своими руками!)

1958 год. По закону вместо 7ми летнего образования вводится всеобщее обязательное 8 летнее образование. И новшество - 2 дня в учебной недели с 9-10 классов проходили теорию и ходили на 4-6 часовую практику на производстве. Срок обучения в школе увеличился с 10 до 11 лет. Вот почему третье здание было отдано только для вспомогательных классов: учащиеся 5-9 классов мальчики работали в слесарной и столярной мастерских, изготавливая своими руками необходимое для школы изделия (стеллажи, деревянные вешалки и т.д.). Для девочек был швейный класс, где стояли настоящие швейные машинки. Общественно-полезный труд учащихся заключался в уборке пришкольной территории, подготовке стадиона. Каждую субботу проводилась генеральная уборка всей школы. Дежурные ежедневно выполняли влажную уборку классов. Кроме того ученики ежегодно помогали в уборке урожая в совхозе. Однако профессиональная подготовка носила формальный характер из-за отсутствия необходимой материальной базы. Мало кто помнит, что на территории 3 здания школы (возле церкви) находилась автомашина "полуторка " и трактор старого образца с газогенераторным двигателем (работал на дровах) с железными колесами. Вот такие ценные пособия были у нас! Поэтому выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. Лишь немногие из выпускников работали по специальностям, полученным в школе. Эта "школьная реформа" была отменена сразу после смещения Хрущева, а окончательно современный вид школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.

Учитель - это не тот человек, который учит, а у которого можно научиться. И все это о Нероденковой Нине Ивановне (на фото ниже - верхний ряд, вторая справа). . Награждена орденом Ленина в 1971 году. Мой классный руководитель с 5го класса. Самых лучших учеников всегда награждала книжками, купленными за свои деньги. Получил такую книжку и я с пожеланиями: "Ты окончил учебный год с одной четверкой. Верю, что в следующем у тебя будут одни лишь пятерки". А в начальных классах — классный руководитель Лаврова Лидия Андреевна. Перебирая старые школьные фотографии обратил внимание, что я учился в 2б классе и нас было 26 учеников. Значит моих одногодков более 50 ти. А умножить на 10 классов - это приблизительно 500 учеников . А зная, что в 1969 в школе-интернате училось 525 детей и 31 преподаватель - получается целая армия учеников в количестве более 1000 человек под командой более 60 учителей! И все это в Грудиновке! Написал и сам не верю...

Преподаватели СШ за 1965 г.

Верхний ряд слева направо: Ступаков Александр Васильевич, Рябинникова Елена Тимофеевна, Жолобова Любовь Даниловна, Нероденкова Нина Ивановна, Музычкин Арсен Трифонович. Нижний ряд: Неопознанная, Рябинников Адам Феоктистович, Тихоненко Алексей Антипович, Ганчицкий - директор школы, Гунева Варвара Семёновна, Балабанова Серафима Устиновна.

Есть хорошие слова, что все мы родом из детства. И это действительно так, потому что с годами наше прошлое нас не отпускает, наполняя сердце теплыми воспоминаниями. Самые незабываемые мгновения детства связанные со СТАРОЙ ШКОЛОЙ:

Обязательным атрибутом школьника 60-х гг. была школьная форма. Мальчики носили серые полушерстяные гимнастерки, в конце 60-х их сменил однобортный серый верх типа курточки. У девочек – коричневые шерстяные платья с черным передником.

Какое-то время писали перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки. Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, — промокашкой.

Тетрадки в 60-е гг. были самые простые, без рисунков, надписей и даже без полей. Поля надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой. На обратной стороне печаталась таблица умножения.

Конечно, как и все в стране, школьная жизнь была подчинена идеологии. Все школьники в 70-е прошли школу октябрят, затем пионеров и комсомольцев.

Помогать взрослым приучали с детства. Дети в классе проводили уборку - мыли пол, протирали пыль, поливали цветы, дежурили в классе и школе.

У входной двери всегда стояли дежурные с обязательным атрибутом – красной повязкой на рукаве. Престижнее всего было дежурить у входа.

И никто не воспринимал дежурство как наказание, а воспринимал позитивно, как возможность внести разнообразие в повседневную школьную жизнь. Дежурили они в классе строго по графику, соблюдая порядок.

Нам никто ничего не навязывал, мы были сами по себе. Походы в библиотеку были еженедельными и копаться в книгах было действительно любимым занятием. Школьный атрибут тех лет - парта Эрисмана, портфели.

Большое место занимало трудовое воспитание. Оно начиналось со сбора макулатуры. Соревновались октябрятскими звездочками - кто больше соберет. Приносили из дома, ходили по домам, стучали в двери и выпрашивали старые журналы и газеты.

Металлолом собирали по всей округе: тащили на школьный двор трубы, листы железа, панцирные сетки, проволоку, арматуру — все, что подвернулось под руку.

Весной в день рождения Ленина - субботник. Выходили все, и школьники, и взрослые.

С наступлением сентября школа выезжала на сбор урожая. Копали картошку, морковь.

Отдельное место в уголке нашей памяти отводится нашим одноклассникам и учителям. Даже если нас ругали за плохо выученный урок или делали замечание, с годами все это вызывает только теплую ностальгическую улыбку.

1965-1966 - УЧЕБНЫЙ ГОД В НОВОЙ 3х ЭТАЖНОЙ СШ.


публикацию подготовил Владимир Николаевич Грибовский