Сегодня


 

 

Грудиновская школа


В 1886 - 1887 годы в с.Грудиновка действует церковно-приходская школа Грудиновского прихода. Помещается она в устроенном на средства графа Д.А.Толстого доме, учительницей состоит дочь чиновника Мария Садовская, имеющая звание учительницы начального народного училища. Получает от графини А.Г.Толстой 50 руб. за учебное время. Закон Божий и пение преподает священник Антоний Шафранский, безмездно. Учащиеся: 19 мальчиков (2 лютеранина) и 6 девочек.

В 1887 - 1888 годах в церковно-приходской школе учителем состоит дьяконский сын Яков Шестаков, получает за учебное время из попечительства 50 рублей и от общества 10 рублей. Закон Божий и пение преподает священник Антоний Шафранский. Учащихся 17 мальчиков и 7 девочек.

1897 год. В селе Грудиновка действует однокласная церковно-приходская школа. В ней обучаются 33 мальчика и 9 девочек. Учитель - Дмитрий Янушевич.

В 1912 году учитель Грудиновской церковно-приходской школы работате крестьянин Иван Никифорович Бондарев. 6 декабря 1912 года за отличную работу награжден серебряной медалью для ношения на груди.

1914 год. Графиня А.Г.Толстая - попечительница Грудиновской церковно-приходской школы - пожертвовала 2 000 рублей и кирпич на постройку новой церковно-приходской школы. За что епископ Могилевский и Мстиславский Константин, принимая во внимание щедрое пожертвование, разрешил портрет графини Толстой поместить во вновь построенное здание Грудиновской школы.

Из архива библиотеки-музея: 26 апреля 1926 года здание школы сгорело (возле церкви). Под школу приспособили бывшее здание (флигель) дворца графини Толстой (а по моему предположению - бывшая графская усадьба, находящаяся в фольварке). Так как в селе было мало детей младшего школьного возраста - в этой школе не было 1 - 4 классов. Дети ходили в начальную школу деревни Рыжковка.

В 1943 году здание школы сгорело из-за неосторожного обращения с огнем немцев, приспособивших школу для хозяйственных нужд.

1944-1946 - школа в интернате.

1947 - начальная школа (1-4 классы) распологалась возле церкви в зданиях церковного погоста - 2 только что построенных деревянных одноэтажных дома в центре деревни. Директором был Герасим Петрович Котиков с 1947 по 1956 (погиб от удара электрическим током). Заведующий учебной частью был Ступаков Иосиф Павлович, вёл уроки географии с 1947 по 1958 год. Его троюродный брат Александр Васильевич Ступаков вёл уроки химии и биологии.

1950 - первый выпуск Грудиновской СШ.

С 1957 по 1964 директором школы был Козлов И.И., с 1964 по 1966 - Ганчицкий (В.Г.)., с 1966 - Мельников Михаил Иосифович.

Многи знают, что с 1987 года у нас 11-летнее образование, хотя его пытались ввести в шестидесятых годах при Хрущеве - введя среднюю общеобразовательную политехническую школу в 1958-1963 годах.

С 1956 года были введены: преподавание ручного труда в 1-4 классах, практические занятия в мастерских и в опытных учебных участках в 5-7 классах, практикум по сельскому хозяйству, машиностроение в 8-10 классах. Как тут не вспомнить Анатолия Самоиловича Жлоба, который не имел преподавательского образования. Он был направлен на работу в Грудиновскую МТС после окончания Буйничского училища механизации. А после ликвидации МТС он устроился на работу в школу и преподавал машиноведение. Мальчишки его хорошо помнят по урокам труда, им этот предмет очень нравился (В.Г.: Табуретки, деревянные скамейки, лопаты для очистки снега - и все своими руками!)

1958 год. По закону вместо 7-летнего образования вводится всеобщее обязательное 8-летнее образование. И новшество - 2 дня в учебной неделе с 9-10 классов ученики проходили теорию и ходили на 4-6 часовую практику на производстве. Срок обучения в школе увеличился с 10 до 11 лет. Вот почему третье здание было отдано только для вспомогательных классов: учащиеся 5-9 классов мальчики работали в слесарной и столярной мастерских, изготавливая своими руками необходимое для школы изделия (стеллажи, деревянные вешалки и т.д.). Для девочек был швейный класс, где стояли настоящие швейные машинки. Общественно-полезный труд учащихся заключался в уборке пришкольной территории, подготовке стадиона. Каждую субботу проводилась генеральная уборка всей школы. Дежурные ежедневно выполняли влажную уборку классов. Кроме того ученики ежегодно помогали в уборке урожая в совхозе. Однако профессиональная подготовка носила формальный характер из-за отсутствия необходимой материальной базы. Мало кто помнит, что на территории 3 здания школы (возле церкви) находилась автомашина «полуторка» и трактор старого образца с газогенераторным двигателем (работал на дровах) с железными колесами. Вот такие ценные пособия были у нас! Поэтому выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. Лишь немногие из выпускников работали по специальностям, полученным в школе. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущева, а окончательно современный вид школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.

Учитель - это не только человек, который учит, но и у которого можно научиться. Эти слова о Нероденковой Нине Ивановне (на фото ниже - верхний ряд, вторая справа). Мой классный руководитель с 5го класса. Награждена орденом Ленина в 1971 году. Самых лучших учеников всегда награждала книжками, купленными за свои деньги. Получил такую книжку и я, с пожеланиями: «Ты окончил учебный год с одной четверкой. Верю, что в следующем у тебя будут одни лишь пятерки». А в начальных классах - классный руководитель Лаврова Лидия Андреевна. Перебирая старые школьные фотографии обратил внимание, что когда я учился в 2Б классе - нас было 26 учеников. Значит моих одногодков более 50 ти. А умножить на 10 классов - это приблизительно 500 учеников. А зная, что в 1969 в школе-интернате училось 525 детей и был 31 преподаватель - получается целая армия учеников в количестве более 1000 человек под командой более 60 учителей! И все это в Грудиновке! Написал и сам не верю...

Верхний ряд, слева направо: Ступаков Александр Васильевич, Рябинникова Елена Тимофеевна, Жолобова Любовь Даниловна, Нероденкова Нина Ивановна, Музычкин Арсен Трифонович.

Нижний ряд, слева направо, начиная со второго: Рябинников Адам Феоктистович, Тихоненко Алексей Антипович, Ганчицкий (директор школы), Гунева Варвара Семёновна, Балабанова Серафима Устиновна.

Есть хорошие слова, что все мы родом из детства. И это действительно так, потому что с годами наше прошлое нас не отпускает, наполняя сердце теплыми воспоминаниями. Самые незабываемые мгновения детства связанные со старой школой.

Обязательным атрибутом школьника 60-х годов была школьная форма. Мальчики носили серые полушерстяные гимнастерки, в конце 60-х их сменил однобортный серый верх типа курточки. У девочек – коричневые шерстяные платья с черным передником.

Какое-то время писали перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки. Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, - промокашкой.

Тетрадки в 60-е годы были самые простые, без рисунков, надписей и даже без полей. Поля надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой. На обратной стороне печаталась таблица умножения.

Конечно, как и всё в стране, школьная жизнь была подчинена идеологии. Все школьники в 70-е проходили школу октябрят, затем пионеров и комсомольцев.

Помогать взрослым приучали с детства. Дети в классе проводили уборку - мыли пол, протирали пыль, поливали цветы, дежурили в классе и школе.

У входной двери всегда стояли дежурные с обязательным атрибутом – красной повязкой на рукаве. Престижнее всего было дежурить у входа.

И никто не воспринимал дежурство как наказание, а скорее позитивно, как возможность внести разнообразие в повседневную школьную жизнь. Дежурили в классе строго по графику, соблюдая порядок.

Нам никто ничего не навязывал, мы были сами по себе. Походы в библиотеку были еженедельными и копаться в книгах было действительно любимым занятием. Школьный атрибут тех лет - парта Эрисмана, портфели.

Большое место занимало трудовое воспитание. Оно начиналось со сбора макулатуры. Соревновались октябрятскими звездочками - кто больше соберет. Приносили из дома, ходили по домам, стучали в двери и выпрашивали старые журналы и газеты.

Металлолом собирали по всей округе: тащили на школьный двор трубы, листы железа, панцирные сетки, проволоку, арматуру - все, что подвернулось под руку.

Весной в день рождения Ленина проводился субботник. Выходили все - и школьники, и взрослые.

С наступлением сентября школа выезжала на сбор урожая. Копали картошку, морковь.

Отдельное место в уголке нашей памяти отводится нашим одноклассникам и учителям. Даже если нас ругали за плохо выученный урок или делали замечание, с годами все это вызывает только теплую ностальгическую улыбку.

1965-1966 - первый учебный год в новой 3х этажной школе.


Опубликовано на основе материала, присланного Владимиром Николаевичем Грибовским

Мнение администрации сайта может не совпадать с позицией автора публикуемого материала