Сегодня
|
Грудиновский парк - регулярный или пейзажный? Парк - это живой организм, поэтому неосторожное вмешательство человека или его бездействие ведет к гибели парка. Обратимся к напечатанной литературе. 1974 год. Л.Алексеев. Грудиновка и Жиличи: «В усадьбу мы попадаем со стороны замечательного английского парка с огромными мохнатыми елями, соснами, дубами, туями и четырьмя кедрами. Очень хорош парковый фасад с полуциркульной двухэтажной верандой. В доме, как и в примыкающем к нему парке, есть что-то теплое и жизнерадостно-романтическое, что-то «онегинское». В парк ведут две дороги. В севере-восточной части его по границе расположен массив из лиственницы европейской, перед которым проходит дорога в виде аллеи, обсаженная туей западной. Справа - одна из лучших композиций парка: четыре дуба, расположенные ромбом, змеевидная ель и сибирские кедры.» В.Г.Антипов. Парк Грудиновского детского дома. Парки Белоруссии. 1975 год: «Ландшафтная часть парка строится на трех перспективных, открывающихся с веранды дворца. В верхней части видны попытки совместить пейзажную композицию с регулярной. Они очень неудачны и вызывают удивление линейной посадкой деревьев среди насаждений естественной композиции (В.Г. - Видимо здесь речь о пасадках деревьев буквами Х и Т). Не стану обсуждать монографию Антипова В.Г., предлагаю разобраться в почему корреспонденты называют наш парк английским и насколько это соответствует действительности. Для начала определимся с понятиями: Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») - парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм. Всё же со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры, обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом. В Грудиновском парке основная композиционная ось ориентирована в направлении восток-запад. От замка в парк ведет широкая липовая аллея. Терраса, возвышающаяся на втором уровне, позволяющая хозяину окинуть взглядом весь парк. Создание подобных парков требовало огромных финансовых затрат на строительство и последующий уход. Поэтому заложить парк регулярного типа мог позволить себе лишь очень состоятельный человек. Паркостроение шло параллельно с искусством живописи, в произведениях которой все чаще высказывался восторг к свободным самопроявлениям нетронутой природы. На смену регулярным паркам приходят пейзажные («английские сады»). Утверждению парка нового пейзажного типа способствовал проявившийся в этот период обостренный интерес общества к природе родного края. Дворцово-парковая архитектура этого периода отличается величественной простотой. Внешней импозантности придворного искусства прошлого было противопоставлено благородство образов, строгость рисунка, уравновешенность и четкость композиции. Для пейзажных парков были характерны свободная динамичная живописная композиция, раскрытие безграничного природного ландшафта. Эффект пейзажного сада - впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом, или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. В отличие от водоемов регулярных парков правильной геометрической формы, с исключительной прямолинейностью и четкостью береговых линий, в пейзажных парках они имели естественное, свободное очертание. На озере создается плавучий искусственный остров с беседками и арочным мостом. Озеро, которое не имело оград и визуально продолжалось за своими пределами, образуя единый организм - ансамбль зелени и воды. Основная масса деревьев в парке была посажена в конце XIX в. Дальнейшая отработка пейзажей велась до 20-х гг. XX в. И хотя время романтизма ушло, строительство парка проходило под влиянием романтических идей. Подытожу написанное и выскажу своё мнение: парк в Грудиновке - регулярный (английский) с элементами пейзажного (французского). И на мой взгляд в садово-парковом искусстве конца XIX-го века воплотились лучшие черты романтизма. Опубликовано на основе материала, присланного Владимиром Николаевичем Грибовским Мнение администрации сайта может не совпадать с позицией автора публикуемого материала |