Сегодня


 

 

Грудиновский парк - регулярный или пейзажный?


Парк – это живой организм, поэтому неосторожное вмешательство человека или его бездействие ведет к гибели парка.

Обратимся к напечатанной литературе.

1974 год . Л. АЛЕКСЕЕВ . Грудиновка и Жиличи . Читаем: "В усадьбу мы попадаем со стороны замечательного английского парка с огромными мохнатыми елями , соснами , дубами , туями и четырьмя кедрами.....Очень хорош парковый фасад с полуциркульной двухэтажной верандой . В доме , как и в примыкающем к нему парке , есть что-то теплое и жизнерадостно-романтическое , что-то "онегинское ".... Вот , оказывается , где зарыт корень зла , хотя совершенно согласен с автором ( он четко указывает только кусочек парка ). В парк ведут две дороги . В севере-восточной части его по границе расположен массив из лиственницы европейской , перед которым проходит дорога в виде аллеи , обсаженная туей западной . Справа -- одна из лучших композиций парка: четыре дуба , расположенные ромбом , змеевидная ель и сибирские кедры .

В.Г.АНТИПОВ. Парк Грудиновского детского дома . Парки Белоруссии . 1975 год: Ландшафтная часть парка строится на трех перспективных , открывающихся с веранды дворца . В верхней части видны попытки совместить пейзажную композицию с регулярной . Они очень неудачны ( В.Г. На мой взгляд - самое главное в парке-буквы Х и Т ) и вызывают удивление линейной посадкой деревьев среди насаждений естественной композиции .......

Не будем обсуждать монографию Антипова , а вот то , что все корреспонденты называют наш парк английским , давайте разберемся . Сначала дадим определения .

Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции.

Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.

Всё же со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры, обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом.

В Грудиновском парке основная композиционная ось ориентирована в направлении ВОСХОД—ЗАПАД. От замка в парк ведет широкая липовая аллея.

Терраса, возвышающаяся на втором уровне, позволяющая хозяину окинуть взглядом весь парк.

Создание подобных парков требовало огромных финансовых затрат на строительство и последующий уход. Поэтому заложить парк регулярного типа мог позволить себе лишь очень состоятельный человек. На смену регулярным паркам приходят пейзажные («английские сады»).

Паркостроение шло параллельно с искусством живописи, в произведениях которой все чаще высказывался восторг к свободным самопроявлениям нетронутой природы.

Утверждению парка нового пейзажного типа способствовал проявившийся в этот период обостренный интерес общества к природе родного края.

Дворцово-парковая архитектура этого периода отличается величественной простатой. Внешней импозантности придворного искусства прошлого было противопоставлено благородство образов, строгость рисунка, уравновешенность и четкость композиции. Для пейзажных парков были характерны свободная динамичная живописная композиция, раскрытие безграничного природного ландшафта.

Эффект пейзажного сада - впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом, или вырубил в растительном массиве площадку для жилья.

В отличие от водоемов регулярных парков правильной геометрической формы, с исключительной прямолинейностью и четкостью береговых линий, в пейзажных парках они имели естественное, свободное очертание. На озере создается плавучий искусственный остров с беседками и арочным мостом.

Озеро, которое не имело оград и визуально продолжалось за своими пределами, образуя единый организм - ансамбль зелени и воды.

Основная масса деревьев в парке была посажена в конце XIX в. Дальнейшая отработка пейзажей велась до 20-х гг. XX в. И хотя время романтизма ушло, строительство парка проходило под влиянием романтических идей.

ВЫВОД. Парк в Грудиновке английский в сочетании с элементами французского . В любом случае в садово-парковом искусстве конца 19 го века воплотились лучшие черты романтизма.


публикацию подготовил Владимир Николаевич Грибовский